Одним из самых популярных туристических мест Вроцлава, которое посетили более 11 миллионов человек со всего мира, является ротонда Рацлавицкой панорамы (Panorama Racławicka). Это музей одной картины, но необычной, на которой изображена битва Тадеуша Костюшко с русскими войсками. 4 апреля исполнится уже 231 год судьбоносной битве под Рацлавицами, а враг так и не изменился… А самой панораме уже 131 год, и во Вроцлав этот шедевр приехал из Львова, пишет wroclaw-future.eu.
В XIX веке поляки в составе Австро-Венгрии пользовались значительными политическими свободами. Им давали возможность организовывать торжества в честь великих событий и национальных героев. Поскольку в 1894 году приближалась сотая годовщина восстания Костюшко, ее решили отметить особо. Именно тогда во Львове планировалось проведение грандиозной Краевой выставки, где должны были быть представлены последние достижения галицкой промышленности, культуры, искусства и техники.
Герой двух континентов

О Краевой выставке можно почитать в другой статье, а сейчас предлагаем разобраться, кто же такой Тадеуш Костюшко и за что ему такое почитание?
Тадеуш Костюшко — национальный герой Польши, Литвы, Белоруссии и США, его уважают на двух континентах по обеим сторонам Атлантического океана, в мире около 200 памятников Костюшко, его именем названы улицы, парки, самая высокая точка Австралии и даже город в Америке.
«Говорить о Костюшко — значит, помянуть личность, которую даже противники, те же монархи, против которых он выступал, очень уважали. Его имя принадлежит всему цивилизованному миру, его добродетели — всему человечеству. Америка внесла его в число самых заслуженных своих защитников. Польша оплакивает его как страстнейшего патриота, всю жизнь пожертвовавшего на свободу и независимость. Франция и Швейцария скорбят о его прахе, отдавая дань лучшему лицу, христианину, другу человечества. Россия чествует в нем бесстрашного мужа, коего и несчастье не сломило», — заметил выдающийся французский политик Жильбер де Лафайет еще в 1818 году.
Анджей-Тадеуш-Бонавентура Костюшко родился в селе Меречевщина в Брестской области Белоруссии 4 февраля 1746 года. Отец Людвик-Тадеуш был брестским мечником, полковником войска Великого княжества Литовского. Интересно, что его род имел украинские (русские) корни и был мещанским, хотя и небогатым, Костюшки имели герб «Рох ІІІ». Король Казимир IV Ягеллончик в 1458 году отдал село Сехновичи Брестской области вместе с дворянством Федору-Константу (Константину), называемому «Костюшко», который и был родоначальником рода, придворным и секретарем великих князей литовских в 1492–1509 годах, женатым на дочери князя Юрия Ольшанского. В 1509 году король Сигизмунд Старый подтвердил своему писарю Костюшко права на владение Сехновичами, что было зафиксировано в привилегии на русском языке:
«…мы тое сельцо Сехновичи тые три чоловеки и с братьею, и с детьми их, и с внуками, и тые пашни, и дубровы, и лес ему дали во всим».
Мать Текля Ратомская была мещанкой, литвинкой и униаткой. Поэтому некоторые исследователи считают, что Костюшко сначала был крещен в греко-католической церкви, а уже потом — в косовском Троицком костеле. Впрочем, впоследствии семья была ополячена и родным языком Костюшко стал польский. Он был самым молодым в семье, имел брата Юзефа и двух сестер, Екатерину и Анну. Тадеуш был очень простым и скромным мальчиком, сочувствовал крестьянам и играл с деревенской детворой.
Тадеуш вместе со старшим братом начали в 1755 году учиться в коллегиуме отцов пиаров в Любешове на Волыни. Впрочем, когда мальчику было 12 лет, умер отец, и братьям пришлось в 1760 году вернуться домой. При поддержке Адама Чарторыйского, который был комендантом Варшавской кадетской школы, в 1765 году Тадеуш начинает обучение в так называемой Рыцарской школе, то есть военной академии. Он стал одним из лучших учеников, получил королевскую стипендию и продолжил обучение в Париже, где учился не только инженерному делу и фортификации, но и живописи и архитектуре.
Польские «Ромео и Джульетта»
Вернувшись в 1774 году в Польшу, по иронии судьбы, наш герой… не смог устроиться на службу в армии, поскольку не мог оплатить офицерский патент. В 28 лет молодой человек остался без работы и даже без дома, потому что семейное имение забрал старший брат. Тогда Костюшко по протекции самого короля устроился к польному гетману литовскому Юзефу Сосновскому, чтобы обучать его дочерей, Катажину и Людвику. И тут 28-летний капитан влюбился… Надо сказать, что знакомы они были еще с детства и встречались на балах в Варшаве, где на 5 лет младше него Людвика училась в пансионе. Так что «искрило» между ними уже давно, а тут любовь вспыхнула с новой силой. В саду в Сосновице влюбленные посадили дуб и сосну в знак своих чувств, а сам сад Тадеуш привел в порядок по последним европейским образцам.
Впрочем, не суждено было влюбленным быть вместе…
«Горлица сизокрылая не для воробья, а дочери магнатские не для мелких шляхтичей!» — заявил отец Людвики, когда Костюшко отважился попросить ее руки.
А потом… проиграл дочку в карты. Точнее, наоборот, отдал ее сыну ровенского князя Станислава Любомирского, имевшего перед Сосновским огромный картежный долг.
Влюбленные были шокированы известием. Костюшко просил помощи у короля и даже пытался похитить Людвику, чтобы тайно обвенчаться, но ничего не получилось. Она вышла за князя Юзефа Любомирского, родила ему троих детей, хотя первенца Генрика похитила и воспитала как своего сына родственница Изабелла Любомирская, знаменитая «голубая маркиза». А еще Людвика фактически спасла город Ровно от продажи за долги, но сердце ее навсегда осталось с Тадеушем. Ему же пришлось бежать от гнева Сосновского в Америку, где шла война за независимость.
Америка, Польша, Франция
По дороге в Америку корабль попал в шторм, и Костюшко чуть не погиб, но, наконец, летом 1776 года, через месяц после объявления Декларации независимости США, он прибыл в Филадельфию и занялся укреплением фортификаций. Тадеуш спроектировал главную военную крепость Вест-Пойнт, способствовал капитуляции британских войск под Саратогой, строил мосты, чтобы вырваться из оцепления, получил звание бригадного генерала, американское гражданство и оружие с дарственной надписью от президента Вашингтона. Все заработанные средства Костюшко благородно передал своему другу, автору «Декларации независимости США» Томасу Джефферсону, и в 1784 году вернулся домой.
Как ни странно, в польском войске достижения Костюшко снова были не нужны. Он переехал в Сехновичи, пытался управлять имением после смерти брата, но только через 5 лет благодаря просьбам Людвики Тадеуш был назначен генерал-майором Коронного войска.
Немногим известно, что в 1790 году 47-летний генерал Костюшко, командир батальона в Меджибоже Хмельницкой области влюбился в 18-летнюю красавицу, дочь генерал-майора Теклю Журовскую. Девушка ответила взаимностью, но препятствием снова стал отец, и Костюшко пришлось уехать в Варшаву. «Od Ludwiki uciekał do Ameryki, a w Polsce Tekla od niego uciekła» («От Людвики убегал в Америку, а в Польше Текля от него сбежала») — повествует саркастическая польская поговорка. А в 1792 году он внезапно посетил имение Любомирских в Ровно, чтобы еще хоть раз увидеть свою первую любовь, хотя они постоянно переписывались. В ноябре того же года Костюшко некоторое время жил во Львове в арсенале Сенявских на улице Библиотечной.

Тадеуш повел войско на войну за польскую Конституцию, но после поражения вынужден был бежать во Францию, где ему присвоили звание почетного гражданина. В конце концов, 24 марта 1794 года Костюшко решил взять судьбу Польши в свои руки и объявил о начале восстания против оккупации Польши, за равноправие и свободу всех, независимо от национальности, религии и положения в обществе: «я буду биться и за крестьянина, и за мещанина, и за еврея». Он стремился создать республику, освободить крестьян от крепостного права, и они живо отозвались, вооружившись переоборудованными косами, за что повстанцев прозвали «косиньерами». Также он создал подразделение метких стрелков, предшественников снайперов, вроде американских «Рейнджеров».
Тело на Вавеле, сердце в Варшаве
4 апреля 1794 года была одержана первая триумфальная победа под Рацлавицами над русскими войсками под командованием генерала Тормасова. 7 мая Костюшко издал знаменитый Поланецкий универсал об отмене крепостного права и сокращении барщины. Он получил орден Virtuti Militari и звание генерал-лейтенанта.
Но осенью Костюшко был ранен под Мацеёвицами, его взяли в плен и отправили в тюрьму в Петропавловскую крепость. В плену Тадеуш написал два полонеза и вальс, посвященные польскому войску. Лишь после смерти Екатерины II ее сын Павел выпустил из царской тюрьмы Костюшко, а также 20 тысяч пленных в обмен на обещание не воевать против России. Наш герой отправился в путешествие по Европе и США, пытался найти поддержку у Наполеона, но, сохраняя верность республиканским и демократическим принципам, отказался от сотрудничества с Наполеоном и русским царем Александром I.
Последние годы Костюшко провел в Швейцарии в городке Золотурне, где и скончался 15 октября 1817 года. В своем завещании сестре Екатерине он просил освободить крестьян в его имении Сехновичи от крепостного права. Есть информация, что перед смертью к нему приезжала Людвика, но это точно неизвестно. Она пережила любимого на 19 лет, умерла 85-летней и каждый раз, когда слышала «Полонез Костюшко», слезы катились из глаз старой княгини… А ее внучка посадила на его символической могиле в Золотурне две плакучие ивы.
Тело героя через год торжественно похоронили на Вавеле, а сердце еще долго путешествовало: было похоронено в двух местах в Италии, на Вавеле, в Варшаве, во время Варшавского восстания урну с сердцем прятали в нескольких костелах и, наконец, в 1984 году сердце главного польского патриота вернулось в восстановленный Королевский замок.
Продолжение следует…